Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

13.11.2017

Прошел педконсилиум

Педагогический консилиум: «Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено - важный фактор повышения эффективности образовательного процесса» Ноябрь 2017г.

Уровень  сформированности  предметных  и специальных умений 

 5-классников. Результативность и качество образовательного процесса в 5аб классах.

 

Выступление  зам. директора по УР Ветровой С.А.

 

Одной из форм подведения итогов классно-обобщающего контроля является педагогический консилиум –    совещание с целью выявления проблем педагогического процесса и изыскания способов их решения. В ГУО «Буйничская СШ»  ежегодно в соответствии с  программой по осуществлению  преемственности между 1-й и 2-й ступенью общего среднего образования ежегодно  проводится  психолого-педагогический  консилиум.

Цель: обеспечение непрерывности преемственности в обучении школьников, включенность учащихся в новый образовательный модуль.

Педконсилиум решает следующие задачи:

Задачи:

  • Коллективное изучение трудностей обучения учащихся 5-х классов;
  • Выявление причин, вызывающих затруднения у учащихся и учителей;
  • Разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;
  • Выработка рекомендаций по работе с 5-классниками.

Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Адап­тация связана с овладением человеком новым видом деятельности, новой ро­лью, изменением его социального окружения.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспо­соблении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Обязательным условием адаптации школьников к обучению является обеспечение преемственности. Под преемственностью понимают связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, при которой ново, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые элементы его.

Под преемственностью в педагогике понимают дидактическое правило, предполагающее усвоение учеником понятий в их логической связи и взаимо­связи, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источ­ником формирования всякого возрастного новообразования, а становление но­вообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития.

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и разви­тии принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важ­нейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.

Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и воз­можности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другому.

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей обращены одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы - 5-м классам.

Цель такой преемственности в нашей школе - реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последова­тельный и перспективный характер. Создавая преемственные связи, соединяю­щие воспитание и обучение детей ДОУ - начальной школы - основной школы в целостный педагогический процесс, педагогический коллектив строит его на единой организационной и методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Необходимо напомнить учителям, работающим в 5-х кл. следующее:  преемственность образования предполагает, что между ступенями обучения в школе должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности помогает создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями. Педагоги должны понимать, что на 1-й и 2-й ступени обучения должны действовать единые цели и задачи, дидактические принципы, методическое сопровождение с учётом возрастных особенностей учащихся, их интересов и потребностей.

         Контроль исполнения педагогами нормативно-правовой основы.

Экспертиза реализации учителями-предметниками общеобразовательных программ по русскому и белорусскому языку и  литературе, математике, истории, «человек и миру», английскому языку установила их выполнение как в теоретической, так и в практической части.

Педагоги имеют календарно-тематическое планирование, соответствую­щее образовательным программам МО РБ. В пояснительной записке программ указаны цели изучения того или иного предмета, основные знания и умения, которые должны быть сформированы у учащихся к концу учебного года, оборудование и учебно-методическая литература. В ходе проверки установлено, что выше перечисленной информацией педагоги владеют и поэтапно реализовывают в образовательном процессе.

 Учащиеся 5аб кл. на 100% обеспечены учебниками.

 Результативность обучения в 1-й четверти

Исходя из сравнительного анализа успеваемости учащихся за прошлый учебный год и 1-ю ч. текущего года необходимо отметить в целом незначительное повышение среднего балла в 5а кл. – 7,18б. (было 6,90 б.) и в 5б кл.-  6,43б.(было 6,33б.)

Отличники учебы по итогам 1-й ч. 2017/2018 уч.г. в 5аб 3 уч-ся (было  4уч-ся) кл.

Санникова П. имеет 1 «8» по истории всемирной (уч. Алтынова Л.В.)

 

Проанализировав результативность обучения в 1-й четверти, очевидно, что учащиеся в основном подтвердили качество и результативность учебной деятельности.

В 5аб кл.  увеличение среднего балла по результатам учебной деятельности учащихся в 1-й четверти свидетельствует об успешном адаптационном периоде, о стабильных и достаточно прочных знаниях учащихся.

Однако необходимо обратить внимание на слабоуспевающих учащихся///

    Обобщая результаты посещения учебных и факультативных занятий, проводя сравнительный анализ РУД (4-5 кл.), анализируя уровень сформированности предметных и общеучебных умений  учащихся, администрацией школы сделаны следующие выводы:

Адаптационный период пятиклассников  прошёл  удовлетворительно. У учителей Ковалёвой Ж.И., Колоса В.В., Котовой С.И, Усиковой А.В.,  Синицкого С.В. уроки отличаются в основном выполнением современных требований, предъявляемым к урокам в целом и к урокам адаптационного периода в частности.

       Также всем педагогам сделано замечание в недостаточном использовании дидактического  материала, недостаточном использовании системы наглядных пособий начальной школы,  опорных таблиц, алгоритмов для выполнения заданий. «Интеллект у детей закладывается с 3-х до 8-и лет» - это доказали учёные, и обучать необходимо  в интересной и занимательной форме.

  Важным требованием современного образования является построение каждого урока с учётом развития способностей высокомотивированных учащихся. Данное требование также не всегда осуществляется педагогами. Ещё одна проблема существует у всех педагогов в большей или меньшей степени: оценивание РУД учащихся и выставление отметок с комментированием согласно норм «Оценки результатов учебной деятельности учащихся». Также на уроках имеет место завышение отметок.

Учителям рекомендовано строго соблюдать нормативный документ, оценивая учащихся.

Также рекомендовано учителям предъявлять единые требования к организации  и проведению учебных занятий:

  • подготовка ученика к уроку (учебные принадлежности выложены на стол, дневник в том числе и т. п.);
  • домашнее задание – своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы;
  • выставление отметок учителем-предметником регулярно;
  • контроль за дисциплиной учащихся: доводить до сведения родителей в этот же день, отмечать в дневнике учащихся опоздания, удаления учащихся с уроков не допускать и др.

Уровень сформированности основных общеучебных  компетенций, полученных учащимися в 4-х классах,  в основном поддержали педагоги, работающие в 5-х кл.:

учителя умеют планировать задачи обучения и развития,

учат внимательно воспринимать информацию,

учат сравнивать, наблюдать, анализировать произведения и др, выделять главное.

Учителя-предметники отмечают достаточное развитие навыков самостоятельной работы учащихся. Однако сформированные навыки контроля и самоконтроля в начальной школе   недостаточно востребованы учителями-предметниками в 5-х кл.  Система работы педагогов 1-4кл. в рамках безотметочного обучения недостаточно востребована учителями-предметниками  5-х кл.

Согласно плана работы учреждения, в рамках изучения адаптационного периода

5-х кл., были проведены проверочные работы.

Результаты учебной деятельности по проведённым проверочным работам по тексту администрации по математике, русскому и белорусскому языку показали, что все учащиеся 5аб кл. в основном подтвердили качество и успеваемость учебной деятельности.

Учащимися допущены существенные ошибки в правописании окончаний глаголов, правописании гласных в корне слова и др. (рус.яз. и бел.яз.); допущены ошибки в вычислениях (математика). 

Важным является ознакомить  учителей – предметников с практическими        рекомендациями:

  • Учитывать возрастные особенности при выборе способа передачи материала;
  • Предлагать более рациональные способы выполнения д/з;
  • Уделять на уроке время для инструктажа д/з.
  • Помнить, что совместная деятельность педагога и учащегося – наиболее эффективный способ передачи знаний;
  • Не подавлять инициативу учеников;
  • Поощрять детей на виду у всего класса;
  • Всегда вначале урока сообщать цели и задачи урока, работать над ними на протяжении урока и обязательно рефлексировать учебную деятельность, подводя итоги урока.
  • Помнить, что совместная деятельность         педагога и учащегося – наиболее              эффективный способ передачи знаний.

Рекомендации учителям начальных классов и среднего звена в  целях повышения качества обучения:

  • рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения профессионального мастерства;
  • совершенствовать методику организации различных типов урока;
  • владеть методикой анализа и самоанализа урока;
  • разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности;
  • внедрять НОТ учащихся: организация самостоятельной работы, работы с книгой и т. п.
  • стремиться к рациональному взаимодействию с каждым учеником,
  • дифференцировать объём и сложность содержания задания в соответствии с возможностями ученика;
  • использовать интерактивные формы и методы обучения;
  • использовать ИКТ в образовательном процессе;
  • использовать современную наглядность;
  • снижать уровень тревожности учащихся;
  • создать доброжелательную и комфортную атмосферу на уроке и др.

 

Исходя из выше сказанного необходимо сделать вывод: организационная, контрольно-инспекционная деятельность администрации была направлена на осуществление преемственности между школами 1-й и 2-й ступеней обучения согласно внутреннего контроля. Контрольно-инспекционная и методическая дея­тельность администрации способствовала совершенствованию качества обра­зовательного процесса. Управленческую деятельность по реализации принципа преемственности обучения признать удовлетворительной/

  1. Классным  руководителям  5аб классов

       - продолжить изучение психологических особенностей  учащихся

- составить план мероприятий по преодолению проблем адаптационного периода учащихся……..

-осуществлять педагогическую поддержку в практике обучения и воспитания пятиклассников.

- довести  необходимую информацию по материалам  педконсилиума до законных представителей учащихся через родительские собрания, индивидуальные беседы.

                                                                              Срок – до 25.11.2017.

  1. Учителям-предметникам:

- осуществлять построение каждого урока с учётом развития способностей высокомотивированных учащихся

                                                                          Срок – постоянно. 

- систематически использовать      в образовательном процессе дидактический принцип наглядности.

                                                                          Срок – постоянно. 

     - осуществлять мониторинг учебной деятельности с целью своевременной коррекционной работы и повышения  качества знаний.

                                                                                     Срок  -- постоянно.

- предъявлять единые требования к организации и проведению учебных занятий

                                                                   Срок  -- постоянно.

-  отрабатывать  навыки самооценки и самоконтроля, полученные   учащимися в  начальной школе.

                                                                      Срок  -- постоянно.

  1. Молодому педагогу Макаренко А.А.:

- работать над формированием у учащихся общеучебных и специальных компетенций

                                                                       Срок  -- постоянно.

    4.  Специалистам СППС составить перечень наиболее типичных ошибок  родителей в воспитательных воздействиях и установках,  которые требуют коррекции,  подготовить рекомендации.                Срок – до 30.11.2017

Фотоматериалы