Педагогический консилиум: «Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено - важный фактор повышения эффективности образовательного процесса» Ноябрь 2017г.
Уровень сформированности предметных и специальных умений
5-классников. Результативность и качество образовательного процесса в 5аб классах.
Выступление зам. директора по УР Ветровой С.А.
Одной из форм подведения итогов классно-обобщающего контроля является педагогический консилиум – совещание с целью выявления проблем педагогического процесса и изыскания способов их решения. В ГУО «Буйничская СШ» ежегодно в соответствии с программой по осуществлению преемственности между 1-й и 2-й ступенью общего среднего образования ежегодно проводится психолого-педагогический консилиум.
Цель: обеспечение непрерывности преемственности в обучении школьников, включенность учащихся в новый образовательный модуль.
Педконсилиум решает следующие задачи:
Задачи:
- Коллективное изучение трудностей обучения учащихся 5-х классов;
- Выявление причин, вызывающих затруднения у учащихся и учителей;
- Разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;
- Выработка рекомендаций по работе с 5-классниками.
Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Адаптация связана с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Обязательным условием адаптации школьников к обучению является обеспечение преемственности. Под преемственностью понимают связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, при которой ново, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые элементы его.
Под преемственностью в педагогике понимают дидактическое правило, предполагающее усвоение учеником понятий в их логической связи и взаимосвязи, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития.
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.
Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другому.
Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей обращены одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы - 5-м классам.
Цель такой преемственности в нашей школе - реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ - начальной школы - основной школы в целостный педагогический процесс, педагогический коллектив строит его на единой организационной и методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.
Необходимо напомнить учителям, работающим в 5-х кл. следующее: преемственность образования предполагает, что между ступенями обучения в школе должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности помогает создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями. Педагоги должны понимать, что на 1-й и 2-й ступени обучения должны действовать единые цели и задачи, дидактические принципы, методическое сопровождение с учётом возрастных особенностей учащихся, их интересов и потребностей.
Контроль исполнения педагогами нормативно-правовой основы.
Экспертиза реализации учителями-предметниками общеобразовательных программ по русскому и белорусскому языку и литературе, математике, истории, «человек и миру», английскому языку установила их выполнение как в теоретической, так и в практической части.
Педагоги имеют календарно-тематическое планирование, соответствующее образовательным программам МО РБ. В пояснительной записке программ указаны цели изучения того или иного предмета, основные знания и умения, которые должны быть сформированы у учащихся к концу учебного года, оборудование и учебно-методическая литература. В ходе проверки установлено, что выше перечисленной информацией педагоги владеют и поэтапно реализовывают в образовательном процессе.
Учащиеся 5аб кл. на 100% обеспечены учебниками.
Результативность обучения в 1-й четверти
Исходя из сравнительного анализа успеваемости учащихся за прошлый учебный год и 1-ю ч. текущего года необходимо отметить в целом незначительное повышение среднего балла в 5а кл. – 7,18б. (было 6,90 б.) и в 5б кл.- 6,43б.(было 6,33б.)
Отличники учебы по итогам 1-й ч. 2017/2018 уч.г. в 5аб 3 уч-ся (было 4уч-ся) кл.
Санникова П. имеет 1 «8» по истории всемирной (уч. Алтынова Л.В.)
Проанализировав результативность обучения в 1-й четверти, очевидно, что учащиеся в основном подтвердили качество и результативность учебной деятельности.
В 5аб кл. увеличение среднего балла по результатам учебной деятельности учащихся в 1-й четверти свидетельствует об успешном адаптационном периоде, о стабильных и достаточно прочных знаниях учащихся.
Однако необходимо обратить внимание на слабоуспевающих учащихся///
Обобщая результаты посещения учебных и факультативных занятий, проводя сравнительный анализ РУД (4-5 кл.), анализируя уровень сформированности предметных и общеучебных умений учащихся, администрацией школы сделаны следующие выводы:
Адаптационный период пятиклассников прошёл удовлетворительно. У учителей Ковалёвой Ж.И., Колоса В.В., Котовой С.И, Усиковой А.В., Синицкого С.В. уроки отличаются в основном выполнением современных требований, предъявляемым к урокам в целом и к урокам адаптационного периода в частности.
Также всем педагогам сделано замечание в недостаточном использовании дидактического материала, недостаточном использовании системы наглядных пособий начальной школы, опорных таблиц, алгоритмов для выполнения заданий. «Интеллект у детей закладывается с 3-х до 8-и лет» - это доказали учёные, и обучать необходимо в интересной и занимательной форме.
Важным требованием современного образования является построение каждого урока с учётом развития способностей высокомотивированных учащихся. Данное требование также не всегда осуществляется педагогами. Ещё одна проблема существует у всех педагогов в большей или меньшей степени: оценивание РУД учащихся и выставление отметок с комментированием согласно норм «Оценки результатов учебной деятельности учащихся». Также на уроках имеет место завышение отметок.
Учителям рекомендовано строго соблюдать нормативный документ, оценивая учащихся.
Также рекомендовано учителям предъявлять единые требования к организации и проведению учебных занятий:
- подготовка ученика к уроку (учебные принадлежности выложены на стол, дневник в том числе и т. п.);
- домашнее задание – своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы;
- выставление отметок учителем-предметником регулярно;
- контроль за дисциплиной учащихся: доводить до сведения родителей в этот же день, отмечать в дневнике учащихся опоздания, удаления учащихся с уроков не допускать и др.
Уровень сформированности основных общеучебных компетенций, полученных учащимися в 4-х классах, в основном поддержали педагоги, работающие в 5-х кл.:
учителя умеют планировать задачи обучения и развития,
учат внимательно воспринимать информацию,
учат сравнивать, наблюдать, анализировать произведения и др, выделять главное.
Учителя-предметники отмечают достаточное развитие навыков самостоятельной работы учащихся. Однако сформированные навыки контроля и самоконтроля в начальной школе недостаточно востребованы учителями-предметниками в 5-х кл. Система работы педагогов 1-4кл. в рамках безотметочного обучения недостаточно востребована учителями-предметниками 5-х кл.
Согласно плана работы учреждения, в рамках изучения адаптационного периода
5-х кл., были проведены проверочные работы.
Результаты учебной деятельности по проведённым проверочным работам по тексту администрации по математике, русскому и белорусскому языку показали, что все учащиеся 5аб кл. в основном подтвердили качество и успеваемость учебной деятельности.
Учащимися допущены существенные ошибки в правописании окончаний глаголов, правописании гласных в корне слова и др. (рус.яз. и бел.яз.); допущены ошибки в вычислениях (математика).
Важным является ознакомить учителей – предметников с практическими рекомендациями:
- Учитывать возрастные особенности при выборе способа передачи материала;
- Предлагать более рациональные способы выполнения д/з;
- Уделять на уроке время для инструктажа д/з.
- Помнить, что совместная деятельность педагога и учащегося – наиболее эффективный способ передачи знаний;
- Не подавлять инициативу учеников;
- Поощрять детей на виду у всего класса;
- Всегда вначале урока сообщать цели и задачи урока, работать над ними на протяжении урока и обязательно рефлексировать учебную деятельность, подводя итоги урока.
- Помнить, что совместная деятельность педагога и учащегося – наиболее эффективный способ передачи знаний.
Рекомендации учителям начальных классов и среднего звена в целях повышения качества обучения:
- рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения профессионального мастерства;
- совершенствовать методику организации различных типов урока;
- владеть методикой анализа и самоанализа урока;
- разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности;
- внедрять НОТ учащихся: организация самостоятельной работы, работы с книгой и т. п.
- стремиться к рациональному взаимодействию с каждым учеником,
- дифференцировать объём и сложность содержания задания в соответствии с возможностями ученика;
- использовать интерактивные формы и методы обучения;
- использовать ИКТ в образовательном процессе;
- использовать современную наглядность;
- снижать уровень тревожности учащихся;
- создать доброжелательную и комфортную атмосферу на уроке и др.
Исходя из выше сказанного необходимо сделать вывод: организационная, контрольно-инспекционная деятельность администрации была направлена на осуществление преемственности между школами 1-й и 2-й ступеней обучения согласно внутреннего контроля. Контрольно-инспекционная и методическая деятельность администрации способствовала совершенствованию качества образовательного процесса. Управленческую деятельность по реализации принципа преемственности обучения признать удовлетворительной/
- Классным руководителям 5аб классов
- продолжить изучение психологических особенностей учащихся
- составить план мероприятий по преодолению проблем адаптационного периода учащихся……..
-осуществлять педагогическую поддержку в практике обучения и воспитания пятиклассников.
- довести необходимую информацию по материалам педконсилиума до законных представителей учащихся через родительские собрания, индивидуальные беседы.
Срок – до 25.11.2017.
- Учителям-предметникам:
- осуществлять построение каждого урока с учётом развития способностей высокомотивированных учащихся
Срок – постоянно.
- систематически использовать в образовательном процессе дидактический принцип наглядности.
Срок – постоянно.
- осуществлять мониторинг учебной деятельности с целью своевременной коррекционной работы и повышения качества знаний.
Срок -- постоянно.
- предъявлять единые требования к организации и проведению учебных занятий
Срок -- постоянно.
- отрабатывать навыки самооценки и самоконтроля, полученные учащимися в начальной школе.
Срок -- постоянно.
- Молодому педагогу Макаренко А.А.:
- работать над формированием у учащихся общеучебных и специальных компетенций
Срок -- постоянно.
4. Специалистам СППС составить перечень наиболее типичных ошибок родителей в воспитательных воздействиях и установках, которые требуют коррекции, подготовить рекомендации. Срок – до 30.11.2017